Previous Entry Поделиться Next Entry
Педагогические истории
nemolodoj
О времени, которое прошло и осталось с нами...
К Дню учителя писал статью в местную газету "Наше слово" про свою маму.

В этом году её педагогический стаж перевалил за 55 лет, и она продолжает работать в школе. Начинала в 1960 году старшей пионервожатой, потом работала учителем, завучем, директором школы... Сейчас заведует школьным музеем.
Хотелось отойти от стандартной парадно-официальной формы. Для этого попросил её вспомнить разные интересные или забавные случаи, которые и составили бы основу статьи.
Так и сделал.
Журналисткий опыт совсем небольшой - не сообразил сначала узнать объём, который мне предоставят.
Поэтому первоначальный текст пришлось урезать больше чем наполовину.
Фрагмент для затравочки:
" ...Грача Карлушу тоже принесли с подбитым крылом. Он быстро стал ручным. Возмущённо орал, если на время урока я пыталась закрыть его в лаборантской. Выпущенный же в класс, с деловым видом бродил под партами и развлекался тем, что развязывал мальчишкам шнурки на ботинках. Когда настали летние каникулы, Карлушу забрал из опустевшей школы на дачу один из учеников. Летать грач так и не выучился – когда-то подбитое крыло не поднималось. Он пользовался свободой на дачном участке, общался с дикими грачами, потом свил на земле гнездо и… снёс яичко…- оказался грачихой. Спросите сейчас учеников тех времён – далеко не все ответят, чем характеризуется «класс хордовых». Но Карлушу вспомнят все и по-доброму улыбнутся".

Педагогические истории от Галины Сенаторовой

Одно из моих ранних детских воспоминаний: Листаю книжку, жду, когда мама закончит проверять тетради и почитает мне. Красным карандашом она правит ошибки и выставляет оценки. Помогаю тем, что не отвлекаю её. И поправляю, выравниваю стопку проверенных тетрадей. Непроверенных ещё много. Вновь прошу маму не ставить двойки, и укладываюсь спать. Мама проверяет тетради…

Прошу её поделиться воспоминаниями. О людях, с которыми работала, о детях, которых учила, о времени, которое прошло и осталось с нами…

Почему стала учителем

В нашем послевоенном детдоме старшие дети шефствовали над младшими. Я много занималась со своими подшефными - играла, читала им книги, учила читать и считать. Воспитатели часто говорили, что мне надо стать учительницей. Примером была учительница географии Татьяна Николаевна Славина... Тогда нередки были перебои с электроэнергией. В тёмном классе она рассказывала о своих путешествиях по стране: "Представьте, ребята, что мы плывем вниз по Москве-реке, по Оке, по нашей великой Волге..." Её рассказы о растениях и животных, о ландшафте, о городах и посёлках, мимо которых мы «проплываем», ученики слушали, как заворожённые…
Поступила на Естественный географический факультет пединститута им. Крупской. Студентам-детдомовцам бухгалтерия химкомбината ежемесячно перечисляла дополнительную стипендию – сначала 100, а потом 150 дореформенных рублей. Это было очень существенно...

Сбылась и мечта о путешествиях. В студенческие годы выпала удача участвовать в сплавах на байдарках по рекам Белая, Чусовая, Днепру. Чтобы попасть в секцию туризма, пришлось пройти строгий конкурсный отбор. В мою пользу сыграло умение плавать. Тогда же не было бассейнов. Но я выросла на Москве-реке, и плавать умели все наши детдомовцы. Интересную подробность вспомнила: когда сплавлялись по Белой и Чусовой, некоторые пороги приходилось обходить по скалам. И по каменистому мелководью часто надо было брести, чтобы не порвать байдарки о камни. У многих обувь не выдерживала, рвалась. Денег у нас лишних не было. Обращались за помощью к местным жителям. А те только лаптями могли выручить. И в этих лаптях, на удивление москвичей, мы щеголяли по улицам столицы и в метро, когда возвратились из похода.

Ещё посчастливилось участвовать в зоологической экспедиции в Заполярье, на островах Белого и Баренцева морей. Мы изучали колонии гаг и чаек. Самым лучшим утеплителем одежды полярников и лётных комбинезонов тогда считался гагачий пух. Изучение популяции гаг имело и прикладное, оборонное значение.

Интересно, что мечтала я стать учителем географии, но преподавать больше пришлось биологию. А ведь, когда нам в институте объявили, что добавляют учебные дисциплины, чтобы выпускать специалистов более широкого профиля, мы писали возмущённые письма в министерство образования, митинговали… Жизнь показала, что мы в своем молодёжном максимализме были неправы.

Ростов-на Дону 1960-61 годы

Ростов-на-Дону при распределении после окончания института выбрала сама. Было интересно путешествовать, хотелось посмотреть страну. Этот город был самым дальним из тех, что мне предложили. Работала там старшей пионервожатой в школе № 75. Снова пригодился детдомовский опыт самодеятельности и спорта. И когда в город приехал руководитель государства Никита Сергеевич Хрущёв, наш самодеятельный танцевальный коллектив участвовал в концерте для правительственной делегации. Правда, за кулисами я упала в голодный обморок, потому что за неделю перед этим у меня украли зарплату, но аплодировали нам дружно.

Когда понадобилось от города отправить одного воспитателя-вожатого в пионерлагерь в Геленджик, был объявлен конкурс среди всех старших пионервожатых. В следующие 55 лет было множество профессиональных конкурсов. Но победа в том, первом, конечно же, не забылась. И наградой-то за победу был труд. Но зато в пионерском лагере на черноморском побережье.

Потом всё-таки решила вернуться в Воскресенск, который стал мне родным.

1972-75 годы. Школа № 3. Учитель биологии. Учить не только предмету. Учить доброте.

В живом уголке нашего кабинета биологии дети ухаживали за аквариумными рыбками, хомячкам, попугаями, канарейками… Примечательно, что мальчишки, считавшиеся «трудными», проявляли в этой заботе особую активность. Учителю биологии дети приносили подбитых птиц, найденного крохотного зайчонка...

Цаплю с перебитым крылом принёс Миша. В лаборантской соорудили для неё подобие клетки. Эти же мальчишки приносили ежедневно свежевыловленную рыбу, несмотря на наступившие уже осенние заморозки. Цапля рыбу ела, но очень больно клевалась. Птица большая, в уходе сложная, и мы с учениками переживали – как она переживёт у нас зиму, и что мы с ней будем делать дальше. На счастье, в этот период у нас побывал корреспондент журнала «Биология в школе». В своей статье он рассказал и о цапле. В скором времени мы получили письмо из школы в ближнем Подмосковье, в которой был очень сильный юннатский кружок. Его работой руководил серьёзный учёный – один из авторов учебника по зоологии. Он предложил передать эту цаплю в их кружок, благо им было, где её разместить и лечить. Моя ученица – Ира Ильина – и я запеленали цаплю, как младенца, и повезли её на электричке в Москву. За прошедшие месяцы птица привыкла к нам, утратила агрессию. В электричке она стояла на полу, положив голову нам на колени. На Казанском вокзале мы передали цаплю зоологу и кружковцам. Но одного из этих парней она сразу клюнула.

***

Грача Карлушу тоже принесли с подбитым крылом. Он быстро стал ручным. Возмущённо орал, если на время урока я пыталась закрыть его в лаборантской. Выпущенный же в класс, с деловым видом бродил под партами и развлекался тем, что развязывал мальчишкам шнурки на ботинках. Когда настали летние каникулы, Карлушу забрал из опустевшей школы на дачу один из учеников. Летать грач так и не выучился – когда-то подбитое крыло не поднималось. Он пользовался свободой на дачном участке, общался с дикими грачами, потом свил на земле гнездо и… снёс яичко… Спросите сейчас учеников тех времён – далеко не все ответят, чем характеризуется «класс хордовых». Но Карлушу вспомнят все и по-доброму улыбнутся.

***

Зайчонка дети принесли с осенних полевых работ. Размером он был – меньше воробья. Назвали Тишкой. Выкармливали мы с сыном его даже не из соски – из пипетки. Детям на уроках рассказывала, как он растёт, как развивается… Потом пришлось искать – куда его пристроить, потому что надо было уехать на месяц. Тишку забрала домой Татьяна Николаевна Славина – та самая моя бывшая учительница географии. Она вырастила зайчишку. Причём, готовя его к жизни в дикой природе, не приучала к людям. Когда мы пришли его навестить – он спрятался под кроватью. Весной она выпустила нашего зайца в лес, и написала в районную газету «Коммунист» статью – «Осторожно, Тишка», - в которой рассказала его историю, и попросила людей не обижать зайца, если он выйдет им навстречу. Эту статью я читала детям на уроках.

Прошёл год или два. Однажды ученики встречают меня у школы, размахивая газетой: «Галина Моисеевна! Снова про нашего Тишку статья!» Заметка называлась «Неудачная охота». Охотник рассказывал, как увидел зайца, навёл ружьё, а заяц без страха стал приближаться к нему, время от времени вставая «столбиком». Выстрелить в доверчивого зайца охотник не смог. Смущенный, он раньше времени ушёл домой. Маловероятно, что это был наш заяц. Но дети в этом не сомневались, и я радовалась вместе с ними.

***

Третья школа была новостройка. Вокруг такие же новые дома. Весь микрорайон представлял собой бывшую стройплощадку, пустырь. Асфальтовых дорожек ещё не было. В осеннюю распутицу в школу пробирались по дощечкам, положенным на раскисшую глину. Оступишься – сапог из грязи не выдернуть. Сейчас и пришкольный участок, и дворы превращены в прекрасные тенистые скверы. Это результат трудов наших учеников, их родителей, педагогов…

Саженцы голубых елей достались нам по редкому везению. После Нового года видим, что две ёлочки кем-то спилены. Огорчены были и дети, и взрослые. С началом занятий начали разыскивать виновников. Особую активность проявили мальчишки 10-12 лет. О пропавших елях заговорил весь Новлянский микрорайон. Через несколько дней в школу пришли с повинной два юноши с отцами, жившие в частном секторе. Покаявшись, сообщили о своём общем решении высадить весной на школьном участке 10 саженцев берёз, рябин и клёнов. Так и было сделано.


Текста много. Самые интересные места выделил "жирным"
Продолжение - http://nemolodoj.livejournal.com/271559.html

?

Log in

No account? Create an account