«…Я начну, если позволите, с того, как воину из племени чероки предсказали судьбу, а закончу нравоучительной мелодией на граммофоне».
Однажды я без ложной скромности назвал себя «одним из лучших авторов анекдот.ру в жанре «короткого рассказа», если таковой жанр существует…». Так я написал в письме редактору юмористического журнала, попросив его таки писать мою фамилию под моими текстами, которые они вылавливают в интернете.
Редактор журнала «Вокруг смеха» Виктор Плотицын - человек достойный и порядочный. Он и сам хорошо, интересно и смешно пишет. Мы через «мыло» заключили договор, я отправлял им тексты и получал за них рублей по 100-150.
Рассказ, как вы знаете, это литературное произведение, имеющее завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. Я знаю об этом лет с десяти, наверное.
Тогда мы с мамой приехали к её институтским друзьям на дачу под Жуковским. Дачный участок на болоте они только-только получили. По этому-то поводу и собрались. На кочках был накрыт стол, на кочках сидели, стояли, на кочке лежал удивительный в те времена однокассетный магнитофон, привезённый из Англии. Из него пели Татьяна и Сергей Никитины. А в Англии владелец дачи побывал в командировке, потому что он был авиаконструктор. Направление его научных работ – чтобы самолёты не обледеневали.
Но сейчас и не об этом.
И вот взрослые общаются, а я – «грею уши». Мне всё интересно. Кстати, многие из вас знают, что тогда общались больше, чем выпивали. Так и было.
И вот тогда-то я и приобрёл свои первые знания в области литературоведения. (Похоже - они остались и единственными.)
В их общении было много шуток, баек, веселья… И кто-то рассказал, к слову, что в начале 20 века одна из американских газет объявила конкурс на самый короткий рассказ. По условиям, присланные произведения должны были иметь все характерные черты рассказа, а именно те, что я перечислил выше. И победил в этом конкурсе О’Генри с таким текстом: «Шофёр закурил и нагнулся над бензобаком, посмотреть – много ли осталось бензина. Покойнику было 23 года».
Мне тогда врезались в память и этот рассказ, и его автор. Позже я разыскивал, читал и перечитывал его книжки.
А ещё позже мне и самому случалось писать такие короткие рассказы.
«Шли новогодней ночью из гостей». – завязка. Читатель полностью представляет ситуацию. «Новогодней ночью из гостей…» – значит, как минимум, час или два после полуночи. «Шли из гостей» - значит семьёй домой.
«…Увидев, что в его школе светится несколько окон…» - развитие сюжета.
«…младший сын сказал:» - кульминация
«Зло не дремлет!» - развязка.
Но О’Генри не всегда был немногословен. Помните, в «Короли и капуста» - «Искусство повествования заключается в том, чтобы скрывать от слушателей все, что им хочется знать, пока вы не изложите своих заветных взглядов на всевозможные не относящиеся к делу предметы. Хороший рассказ - все равно, что горькая пилюля, только сахар у нее не снаружи, а внутри. Я начну, если позволите, с того, как некоему воину из племени Чероки предсказали судьбу, а закончу нравоучительной мелодией на граммофоне».
Этот принцип мне тоже нравится, и я нередко его использую. Как и сегодня.
Я сейчас работаю в районной администрации, с работы и история:
Начало отопительного сезона непременно сопровождается массовым потоком обращений жителей в управляющие компании и органы местного самоуправления с жалобами на холодные батареи.
Я в восьмидесятых с полгода работал слесарем по отоплению, и кое-что могу объяснить.
Котельные подают теплоноситель (горячую воду) в магистраль. Слесари обходят подвалы многоквартирных домов, открывают вентили, «пускают стояки». Часто бывает, что где-то в стояке «завис воздух», вода не идёт. Слесари «спускают воздух» в этих стояках. Стояков гораздо больше, чем слесарей. Рабочие последовательно обходят все подвалы, трогают рукой трубы, из холодных спускают воздух…
Но жители-то об этом не знают, и звонят по всем телефонам.
И вот я захожу к одному начальнику, который, в принципе, к ЖКХ отношения не имеет. Я узнал у него, что мне надо было, и собрался уходить, когда он протягивает мне лист бумаги с чьими-то ФИО и адресом:
- Вот, Виктор, жалоба на отопление. Позвони, узнай подробности, если надо – переадресуй в управление ЖКХ. Эта женщина почему-то позвонила на мой телефон. Но это уже второй звонок. Когда позвонил первый житель, я всё записал, отдал помощнику, чтобы он зарегистрировал обращение и направил его в отдел жилищного фонда. Не думаю, что он успел это сделать, потому что минут через 20 тот житель снова мне позвонил и пылко благодарил за оперативную помощь. Сказал, что сразу после нашего с ним разговора у него в трубах зашумело и батареи нагрелись. Боюсь, что они будут передавать номер моего телефона из рук в руки…
Я с бумажкой вернулся в свой кабинет, набрал номер телефона:
- Здравствуйте! Меня зовут Гладков Виктор. Вы жаловались на отопление?
- Ой, здравствуйте! Вы знаете, - стоило мне позвонить Сергею Григорьевичу, как сразу дали тепло. И часа не прошло… Я сохраню номер его телефона…
Journal information