Previous Entry Поделиться Next Entry
Поступки.
nemolodoj
Татьяна Исаковна увидела ребенка, стоящего на подоконнике второго этажа.
Он, прижавшись носом к стеклу, наблюдал за детьми, играющими на участках.
Всех детишек уже вывели на прогулку после полдника, а этот глазел на них из окна спальни…

Вообще-то это был я.
Я очень редко спал в «тихий час», и в тот раз воспитатели решили меня наказать, заперев в спальне на время прогулки.
Я вылез на подоконник.
Татьяна Исаковна увидела меня, опасно стоящего, ужаснулась, нехорошо высказалась в адрес моей воспитательницы, прибежала и забрала меня в свою группу. Насовсем.

Она вообще была человек решений и действий.
Несколько лет спустя мы с ней ехали в Москву. На электричке. Мы – это я и мама. Мы тогда уже сдружились с ней и её семьёй.
И вот зашли мы в электричку, двери зашипели, закрываясь, с лёгким толчком состав тронулся, я начал высматривать место у окошка, когда в тамбуре люди взволнованно загомонили, и снаружи женский крик послышался.
Эта женщина не успела заскочить в вагон. Полу её пальто зажало дверьми, и теперь электричка тащила её по перрону.

Кто-то из мужчин тщетно пытался разжать двери. А Татьяна Исаковна метнулась к стоп-крану в тамбуре, откинула две такие желтые ручки на нем, и за эти ручки повернула штурвал. Электричка встала. Двери открылись.
Мы прошли снова в вагон.
Я сидел у окна, и, не замечая проносившиеся пейзажи, думал: «Откуда она знает, как пользоваться стоп-краном? Почему именно она остановила состав? Как она поняла, что именно она должна сделать именно сейчас и именно это?..»

Ещё через двадцать лет я с тремя баулами товара ехал на электричке из Москвы.
Это было днём. Вагон полупустой.
Я поглядывал в окно и по сторонам, обращая внимание на молодых женщин.
В тамбуре какая-то стояла с коляской.
Выходить собиралась.
Через стекло двери мне было её толком не разглядеть, и я думал, что вот когда она сейчас выйдет, я через окно вагона оценю её фигурку.

Электричка остановилась. Женщина покатила коляску к выходу. А на перроне не появилась.
То есть она в тамбуре осталась. Хотя явно собиралась выходить.
А машинист уже сказал: «Осторожно, двери закрываются».
Я сообразил, что вероятнее всего, колесо коляски опустилось между краем перрона и порогом вагона. И застряло.
В подтверждение моей догадки из тамбура послышался её слабый встревожено-жалобный крик.

И никто в вагоне этого не мог видеть.
И перрон был пуст.
Я кинулся через половину вагона к стоп-крану, и дёрнул вниз красную ручку.
Пассажиры смотрели на меня круглыми глазами.
А я выскочил в тамбур и увидел, что она уже на перроне, нервно плачет, и коляска на перроне рядом с ней, и какой-то мужчина рядом стоит, который видимо, помог ей вытащить коляску.

А в вагоне никто ничего не видел и не понял.
Представляете, как изумлённо они меня разглядывали?!

А ведь, если бы не Татьяна Исаковна, я бы не догадался рвануть стоп-кран.
А если бы догадался, то не решился бы.
Такое вот понимание пришло в детстве – бывают ситуации, когда нельзя оглядываться на других, а надо самому решать и решаться.

А тогда в садике мне было пять, а у неё была подготовительная группа шести-семилеток.
И вместе с ними я научился читать.
Через год они ушли в школу, Татьяне Исааковне дали группу пятилетних. И я снова остался у неё.
Это был мой первый опыт, когда я пользовался безоговорочным и безусловным авторитетом в коллективе.
Никто не посягал на моё верховенство, и это даже никому не могло придти в голову.
Я умел читать, а они – нет.
Я был самым старшим и самым большим.
Я был добрым и справедливым.
Ну, старался быть.
Потому что я – хороший мальчик, а хорошие всегда добрые и справедливые.
Третейским судьёй всегда был во всех спорах и ссорах.

И вот однажды вывели нас в лес на экскурсию.
Наш садик был построен на опушке прекрасной дубравы, и мы вышли за калитку и парами идём по тропинке в лес.
Воспитательница впереди, а я сзади.
Чтобы не потерялся никто из мелких и не отстал, меня замыкающим ставили.

Возле меня три-четыре человека кучкуются, я, конечно, что-то умное им рассказываю, и вдруг вижу, что в середине колонны какая-то заминка. Воспитательница дальше там идёт и не останавливается, а эти несколько человек собрались гурьбой, что-то на земле разглядывают и жарко спорят. И вот уже кричат: «Позовите Витю! Позовите Витю!»

Я подхожу, и снисходительно интересуюсь причиной переполоха.
Они спрашивают: «Витя, это жук вредный или полезный?»

По тропе ползёт жучишка. Похож на божью коровку. Только пятнышки не чёрные, а жёлтые.
А тогда, видимо, нам что-то на занятиях говорили про вредных и полезных насекомых.
Мы знали, что вот одних надо беречь, а других уничтожать.
Вот я теперь стоял над этим жучком, и надо было как-то своё реноме поддержать.
И соврать-то я не мог
Потому что я хороший, а хорошие не врут.
И поэтому я честно ответил: «Не знаю».
И для поддержания авторитета этак начальственно добавил: «Раздавите его на всякий случай!»

Много в жизни было разного.
Но, вот этот случай с жуком – самое раннее воспоминание из тех, за которые стыдно.

  • 1
Как Вам повезло с Татьяной Исаковной! Спасибо ей, что она научила Вас решительности и ответственности (хоть в плане воспитательной работы этого пункта в тот день скорее всего не было). Давно поняла, что самые главные навыки жизни мы получаем в раннем детстве, и не всегда в результате вербального общения. Т.е. отношение к окружающему миру, способы взаимодействия с ним молодых родителей и окружающих их людей воспроизводятся в детях почти автоматически. Потом начнется воспитание которое иной раз приводит к неожиданным результатам, если есть разрыв между навыками, усвоенными в раннем детстве, и новыми требованиями. Поэтому воспитывающий должен БЫТЬ тем, кого он хочет из ребенка воспитать.

"Поэтому воспитывающий должен БЫТЬ тем, кого он хочет из ребенка воспитать."
- Точно!
Случалось наблюдать, как лживые родители возмущались нечестностью ребёнка.

На эту проблему многим страшно даже посмотреть. Например, слабый, недовольный свой жизнью отец говорит сыну: "Учись, сынок, в люди выйдешь..." Сынок-то может и выучится, получит профессию, но станет, скорее всего, таким же неудачником, потому что отец на самом деле научил его перекладывать свои проблемы на плечи другого, а не решать самому.
Или мать, терпящая унижения "ради детей". Она передает им: "Благосостояние можно получить за унижение, а "благодатель" имеет право унижать других".

К этому Вашему возвращаюсь: ""Поэтому воспитывающий должен БЫТЬ тем, кого он хочет из ребенка воспитать."

У моих сыновей разница три года. Не много.
Когда старшему было от 7 до 15 - я уже предпринимателем работал по 70 часов в неделю.
И собрал сильный коллектив за эти годы, хороший зам и бухгалтер - обленился я и на работу стал тратить 2-3 часа в день.
Сидел много в интернете. Читал-писал-развлекался.
На глазах у младшего.
А сторший уже в институте, и подрабатывал себе на карманные расходы, да и мне ещё помогал.
Так младший, глядючи на меня, ленивым вырос.
Он хороший, добрый, очень смышлёный, но "лядащий".

Не спешите печалиться, может, вы его чему-то другому научили пока "читали-писали"? Например, тому, что не деньги главное?

мудрая женщина. Это счастье, когда такие люди встерчаются на твоем пути. Поступок лучше слов, он глубже осталяет след, как в душе, так и в жизни. Поэтому прежде , чем учить детей, подумаю "А не совру ли я? имею ли право?"

Просто мурашки по коже... Очень хороший рассказ- от хорошего человека. Вы молодец, спасибо.

Ну, я стараюсь несколько критически говорить о своей хорошести.
Ну понятно, что скромные люди о себе вообще не говорят. Но я о себе молчать не могу. Увы...

Это не хорошесть на самом деле, это-нормальность... Просто мы от неё отвыкли:(

Жаль что таких воспитателей и учителей мало.

Ваш пост признан прекрасным и процитирован в дайджесте «FLASH-V» По правилам дайджеста, мы готовы перевести на Ваш яндекс-кошелёк или телефон скромное вознаграждение в 100 рублей от фонда предпринимателя Артура Перепёлкина “V Rome”. Для этого сообщите нам, пожалуйста, необходимые цифры. Так же мы можем переадресовать Ваш гонорар в фонд «Справедливая помощь» http://doctor-liza.livejournal.com. Большое спасибо.

Мне очень приятно получить такую похвалу!
Спасибо, Игорь!
Ведь самому сложно не предвзято оценить свой текст.

Деньги доктору Лизе, пожалуйста!

Очень здорово написано, спасибо!
Я в садике работаю)))

:) Спасибо и Вам за экспертное мнение!

Хороший очень рассказ....

Так лаконично. И так душевно.
Стиль - бесподобный: короткими сухими предложениями вам удалось передать целую гамму чувств, выразить и благодарность, и гордость, и восхищение, и показать нам настоящего Воспитателя. Спасибо.

"вам удалось передать целую гамму чувств,..."
- Не совсем так, мне кажется.
Чувства переживаете Вы. А я их не передаю.
Я просто описываю происшедшее. Сухо - как Вы правильно сказали.
А Вы проникаетесь ситуацией и переживаете.
Да - пусть я неплохо рассказываю.
Но Ваш талант читателя не менее существенен.

"...Пусть другой гениально играет на флейте,
но ещё гениальнее слушали Вы!" (Дементьев).

Хорошо, скажем, так. Но это именно вы сумели вызвать во мне эти чувства. Вот за это спасибо.

Прекрасно написанное о прекрасном :)

Татьяна Исааковна - решительна как Джек Бауэр, моё почтение.

Поразительно порой именно то, что женщина порой может показать тот накал решительности, который должен присутствовать в мужчине.
Вам повезло с ней.

Спасибо!
Это правда - я вообще везучий на хороших людей!

Эх, а я вот в детском саде только на "экскурсии" был один раз. Меня дома бабушка воспитывала...

А стоп-кран в электричках (когда я на них ездил еще) тоже пару раз из-за зажатых дверями людей приходилось дергать. Тут да, думать не надо, увидел проблему - действуй.

"...тоже пару раз из-за зажатых дверями людей приходилось дергать."
- Мне вот только один раз случилось. Но я всегда был к этому готов. Заходя в вагон электрички, всегда подсознательно фиксировал местонахождение стоп-крана, в готовности повторить подвиг Татьяны Исаковны.

Не, я как-то с первого раза, с детства еще, запмонил где они в вагоне есть и все. Ну а с ориентированием в пространстве у меня все в порядке, так что из любой точки вагона (практически в любом состоянии) всегда рывок в нужном направлении...

потрясающе!
на всякий случай... иногда вспомнишь чего-нибудь и как покраснеешь

А у меня бывает такой мысленный стон, и мысленный же возглас: "Какой же я мудак!"

я вслух эти слова проговариваю)))

Ну, если не на людях, то вслух. Но негромко всё же.

А если в самолёте?
Вот если в самолёте кто нибудь с коляской в двери застрянет? Что будешь делать нна высоте десять тысяч метров. ("А парашюта нет, нет, нет! А парашюта нет!" популярная народная песня)

Интересно почитать

Большое спасибо! Взяла себе тоже-пригодится.

  • 1
?

Log in