Previous Entry Поделиться Next Entry
О месте и роли учителя истории в половом воспитании учащихся
nemolodoj
С 87 по 92 год я работал в сельской школе инструктором производственного обучения.
Преподавал старшеклассникам специальность «тракторист-машинист широкого профиля».

Вел физкультуру еще в восьмом классе.
И - любимый предмет - "История Древнего Мира".


В тот день история в пятом классе стояла в расписании последним уроком.
Я выставил и объявил оценки, дал задание на дом, и после звонка отпустил класс.

А на последней парте лежал забытый кем-то учебник анатомии для 8 класса.

И смотрю - девочки эти пятиклассницы сгрудились возле него, озираясь на меня, что-то там рассматривают, краснеют, смущаются и перешептываются.

Я подошел, через их головы заглянул - чем они там заинтересовались, а они разглядывали картинку с обнаженными мужчинами и женщиной. Где строение тела и половых органов объяснялось. Но сами органы были там в разрезе показаны.

Ну, они от меня глаза прячут, готовы разбежаться врассыпную, а я невозмутимо сказал им, что смущаться и бояться тут нечего, что их этот интерес вполне естественен, и что ничего страшного и позорного они не увидели и не совершили.

Сам себе при этом я казался (а это еще довольно-таки пуританский 92 год) очень демократичным, смелым, раскованным и передовым.

Девочки слегка осмелели, и одна из них спросила:
- Виктор Николаевич, а что такое месячные?

Теперь уж я, несмотря на всю свою раскованность, слегка смутился. Но не подал виду, и, тыча пальцем в ту же картинку, рассказал им о созревании яйцеклетки в организме женщины.
Последовал вопрос – как образуется зародыш?
Тут я понял, что сейчас из меня выпытают вообще всё, но не знал, как выкрутиться.

Они ждали от меня информации. Знаний. Ведь именно в этом, как я считал тогда, и считаю сейчас, долг учителя – давать знания.
И они, как я только что здесь произнес, вправе интересоваться и знать строение и физиологию тела человека, а как ни крути, зачатие, беременность и роды – физиология.

Но тему зачатия я боялся затрагивать.
Я не знал – насколько я вправе делать это.
Школьная программа же не предусматривала изучение этого вопроса одиннадцатилетними девочками.

С деланной невозмутимостью я рассказал, что когда здесь вот в яйцеклетку попадает сперматозоид, начинается деление клеток, рост и развитие плода.

Девочки усиленно размышляли, а я поглядывал в сторону двери, мечтал, чтобы зашел кто-нибудь из учителей, и прикидывал – может мне просто сбежать, пока они решаются на следующий вопрос.

Спросили, а я ответил – где созревают и находятся сперматозоиды. («Как? На соседней картинке? У мужчины?»)
И, наконец:
- Виктор Николаевич! А как же он – сперматозоид – в женщину-то попадает?

Как с обрыва в холодную воду все и рассказал.

Вообще-то, использование таких картинок – организм в разрезе – помогли мне остаться в рамках именно преподнесения естественнонаучных сведений.

Пошлость и цинизм были где-то в стороне. А мы рассматривали такое вот природное явление. Вот так есть. Иначе оно быть не может. Это придется знать. И это надо знать. Это не годится громко и принародно обсуждать, но не потому, что это постыдно, а только из соображений приличий.

Вот как-то так я это преподносил.

Но, та самая девочка, которая про месячные спросила, глаза нараспашку, воскликнула:
- Виктор Николаевич! А что, мои родители тоже этим занимаются?!

Я, как мог мягко, ответил:
- Ну, а как же, Наташа? Ты же вот есть!

Не знаю – может умнее было бы не заводить с ними этот разговор, а просто забрать «Анатомию» и отправить их по домам.
Но, что сделано, то сделано.

От родителей жалоб на меня не поступило.

А эта Наташа уже давно замужем и у них двое детишков.
Пригодились знания-то!

PS Этот пост родился из комментария к замечательному тексту - http://nerosse.livejournal.com/44271.html ! Рекомендую!

  • 1
Если б не вы, у них, может и детей бы не было.

Боюсь даже представить, как вы об этом им всё сказали. Что вы чувствовали, что они. Помню, я была в страшном шоке.

Ой, даже не знаю.

Вообще-то, рожают, выходя или не выходя для этого замуж, даже те женщины, которым я об этом ничего не рассказывал.
Справляются как-то.

Действительно, справляются. Бабы - они такие, с чем захотят, с тем и справятся.

Спасибо за пост. Один из немногих человеческих за несколько последних дней. Сплошная чернуха и перепосты в ЖЖ.

мдяяя... казалось бы такие простые, очевидные вещи, а как сложно говорить об этом ...
может в этом часть нашего отличия от животных??

О, Боже! Я - животное?!


А ролик классный!

Значит Виктор Николаевич!) Приятно познакомиться))
У меня как то закрались подозрения, что девочки в 11 лет не догадывались, как попадает сперматозоид в яйцеклетку. Может они просто хотели поговорить на эту тему не на дворовом языке, а со взрослым, адекватным учителем? Хорошо, что в их жизни были люди, не считающие, что "мала еще такими вещами интересоваться".
Для своих детей я никогда не делала из этого вопроса ни секрета, но и лишнего не говорила, того что не способен переварить их мозг. В 5 лет на вопрос откуда берутся дети, ответила - из животика. Им этого тогда хватило. Лет в 7 уже спросили как попадают и как вылезают. никаких капуст и магазинов у нас не было. Им сейчас 12 и они не хихикают, если на экране мелькнет грудь.

Мне кажется раньше всего сакральное знание накрывает детей, отданных в художественные школы. Тут тебе и Аполлоны одетые ажн в целые сандалеты и бантик на голове по всем углам пыль собирают, и Данаи с учебников по истории искусств через страницу сисями задорно помахивают... Ну и найдутся люди, объяснят конечно в подробнастях что и зачем. А ты только знай себе старайся чтобы у Аполлона на рисунке тень от яиц правильно падала... =)
З.Ы. А nerosse да, очень! ))

Да, помню, как Данаю разглядывал.
Эффектна была чертовка.
Сейчас уже не такая, конечно.

Не выдерживает конкуренции.

О! Что-то мне анекдот вспомнился как-то ассоциативно.

Два старика идут в соседнюю деревню.
Огородами, потом через лесок, потом полем.
Присели посрать у кустиков.
- А, помнишь, Семен, - когда мы в молодости с тобой этой дорогой к девкам бегали, и так же вот срать садились, так у нас хуи до земли доставали!
- Да... Осела, землица-то...

Вы были фанатом женоформ а-ля Кустодиев-стайл? Помнится меня дико бесили эти жирные бабы, ну просто куда ни кинь - всюду квадратногнездовые тумбы разной степени складчатой округлости, обивка кожанная, натуральная, цвет персик, артикул FD1398C4, упакуйте в два слоя пожалуйста... Потом привыкла конечно. ))) За анекдот - спасибо! )))))))

"Вы были фанатом женоформ а-ля Кустодиев-стайл?"
- Нет, конечно! Я, не отличаясь оригинальностью, предпочитаю женщин стройных и изящных. (Хммм... Хотя, были разные случаи...)
Так вот, нравятся мне женщины стройные и изящные, но в семидесятые годы разглядывал те изображения, которые были доступны. А таковыми оказались репродукции Рембрандта.

Так может в тебе великий педагог помер?!! Задушил ты его, замучил... Не жалко?

Почему помер? Он во мне прекрасно себя чувствует.
Я до сих пор всех учу и поправляю.

И то верно :))) На этой почве мы с тобой и цапались :)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account