Previous Entry Поделиться Next Entry
Педагогические истории. Продолжение
nemolodoj

Начало здесь - http://nemolodoj.livejournal.com/271140.html

Вновь фрагмент для затравочки:
Звонит мне уже за полночь Владимир Иванович Качалкин – замечательный наш учитель физики – и взволнованно сообщает: «Галина Моисеевна! Сейчас шёл с дачи мимо школы – пионы с клумбы срезаны! Не подряд, выборочно, но срезал кто-то!» Отвечаю: «Владимир Иванович! Вы же завтра принимаете экзамен по физике! Я вечером срезала эти пионы и поставила их в вазу на Ваш стол. Хотела Вам сюрприз сделать…» Владимир Иванович был очень предан школе, ученикам, своей работе. Вручение ему ордена «Дружбы народов» было радостным событием для всего посёлка.

1976-97 годы. Ратчинская школа

Снова новостройка. Вокруг пустырь. Болото… Пришкольный участок 15 га.

Очень много работали на участке. Ученики и педагоги, родители... Сажали деревья, кустарники, разбивали клумбы. В школе учились дети первого секретаря горкома КПСС Михаила Игнатовича Куденкова и внуки директора госплемзавода «Ачкасово» Николая Игнатовича Куденкова. Дважды в год все жители, школьники и педагоги выходили на субботник по благоустройству посёлка. Обычно в 6 утра мне звонил Михаил Игнатович: «Галина Моисеевна, мы выходим…» Он, и Николай Игнатович шли в бывший помещичий парк «Краснов сад» выпиливать сухостой, расчищать поросль. Мы с учениками подходили позже – выносить вырубленные стволы и ветки…

Большой пришкольный участок требовал и большой заботы. Сейчас уже ничего не напоминает, что на этом месте были пустырь и болото. Но клумбы, кустарники, деревья требовали постоянного ухода. Каштановую аллею вначале мы посадили перед школой. Но там каштаны страдали от холодного ветра, и через несколько лет пришлось пересадить их в более закрытое место – под окна кабинета биологии.

Кустарник подрезали вручную большими секаторами педагоги и старшеклассники. Гости школы, посёлка, поражались – как ровно и красиво он выглядит. На клумбах высаживались цветы разных видов, чтобы они цвели, сменяя друг друга, с весны до поздней осени. Педагоги, ученики и их родители гордились пришкольным участком, берегли, а при необходимости и охраняли клумбы. На свои дачные участки ратчинцы шли мимо школы, и у некоторых возникало желание выкопать для себя цветочную рассаду, или нарвать букетик. В период экзаменов и перед выпускным вечером мы даже организовывали дежурство на участке, чтобы сохранить его красоту.

Вспомнила забавный случай… Звонит мне уже за полночь Владимир Иванович Качалкин – замечательный наш учитель физики – и взволнованно сообщает: «Галина Моисеевна! Сейчас шёл с дачи мимо школы – пионы с клумбы срезаны! Не подряд, выборочно, но срезал кто-то!» Отвечаю: «Владимир Иванович! Вы же завтра принимаете экзамен по физике! Я вечером срезала эти пионы и поставила их в вазу на Ваш стол. Хотела Вам сюрприз сделать…» Владимир Иванович был очень предан школе, ученикам, своей работе. Вручение ему ордена «Дружбы народов» было радостным событием для всего посёлка.

***

Как-то мы с Галиной Семёновной Косенко поздним декабрьским вечером шли после родительского собрания к автобусной остановке. Шли и гадали – будет ли автобус, и не придётся ли нам идти 9 километров до города пешком. Галина Семёновна ещё и несла небольшую ёлочку, которую ей подарили ученики для годовалой дочки. Тут нас догоняет на санях, запряженных резвой лошадью, родитель одного из учеников. Остановился, и предложил подвезти до города. Мы обрадовались, и, не заметив, что он уже слегка навеселе, уселись в сани.

Возница так резко пустил лошадь вскачь, что мы скатились из саней на дорогу. Не заметив этого, он умчался. Пошли домой пешочком... Вскоре водитель кобылы так же резво промчался навстречу, уже не обратив на нас внимания. А наутро он рассказывал односельчанам, что «с ветерком» довёз до Новлянска директора и завуча школы.

Прошли годы. Мои ученики выросли… Многие уже и вырастили внуков. Очень приятно встречаться с ними, общаться… Они радуются, что я их всех помню, Благодарна всем своим учителям… Кстати, о благодарностях… Для военнослужащих-срочников в армии существует такой вид поощрения – «Благодарственное письмо на родину». У меня хранятся письма от командиров частей, в которых служили наши выпускники, с благодарностями за воспитание этих парней – настоящих защитников Родины. Эти письма приходили из Чехословакии, Кубы, Германии, Средней Азии, Камчатки, Ростова-На-Дону... Мы зачитывали их на школьных линейках, на родительских собраниях, гордились нашими ребятами.., Навскидку назову некоторых из них: Валера Романов, Саша Кипятков, Саша Быстров, Коля Кудашкин, Коля Дудник…

О трудных детях

Были ли «трудные» ученики? – Не дети бывают «трудные», а ситуации у этих детей трудные, сложные - в семье, в классном коллективе, проблемы со здоровьем… К каждому надо найти свой особый подход. Это должно быть не наказание, а помощь в преодолении трудностей. Никто не хочет быть «плохим». Но каждый согласится, что он «хороший» и может стать лучше.

Дети ранимы. Они надолго запоминают обиды, унижения, несправедливости... Из-за этого могут и сами ожесточиться. Мы же – взрослые – забываем об этом, считаем мелочью нашу резкость, нежелание выслушать и понять, разобраться в причинах проступка… В уважении нуждается каждый человек – и взрослый, и ребёнок. Нельзя при всех в классе выяснять причины непослушания, невыполнения домашних заданий, поручений… Это нужно делать наедине, уважительно и доверительно. Больше похвалы! Каждый успешный шаг ребёнка должен быть замечен и одобрен. И даже реакция на детский проступок должна идти через позитив: не «Вечно ты нарушаешь… не выполняешь…» а «Ты же умный, ты можешь… вот помнишь, на прошлой неделе ты замечательно сделал…» или «У тебя же есть сила воли, способности… я с таким удовольствием наблюдала, как в прошлый раз ты выполнял…».

Это не ново – что я сейчас говорю. Но за прошедшие 50 с лишним лет много раз убеждалась в правильности такого подхода.

Чуткость, внимательность, уход от шаблонов…

…Учитель ежедневно ставил единицы забывшим дома тетрадь. Однажды он, как обычно в начале урока, задал вопрос: «У кого нет тетради? Встал ученик: «Я…» Учитель занёс ручку над журналом, но весь класс зашумел: «У них этой ночью дом сгорел…»

Дети часто превосходят взрослых в доброте.

…Третьекласснику не давалась каллиграфия. Строгая учительница часто ставила ему двойки. Мальчик переживал и отказывался ходить в школу. Его мама обратилась к директору. Директор предложила перевести Ваню в другой класс, который вела очень добрая, сердечная учительница: «Мы это сделаем. Но я не хочу огорчать Ванину учительницу. Поступим так – я сообщу детям, что нам надо 2-3 человека перевести в параллельный класс, и предложу желающим встать. Мы переведём Ваню и ещё кого-то».

На следующий день директор вошла в класс, поздоровалась и сказала: «Ребята! В вашем классе 26 человек, а в 3-а – 22. Нам нужно двух человек перевести в 3-а, чтобы у учителей была равная нагрузка. Кто хочет перейти?»

Встал весь класс …кроме Вани. «Ваня! А ты почему не встал? – удивилась директор.

«Мне жалко Марию Ивановну», - ответил мальчик.

Доброта, фантазия, нестандартный подход

В 1967 году недолго работала в первой школе. Случилось присутствовать на уроке русского языка Лидии Евгеньевны Павлючиковой.

Она вызвала к доске ученика, который наделал ошибок в диктанте. Мальчик из малообеспеченной семьи, неформальный лидер среди ровесников. Лидия Евгеньевна даёт ему конфету: «Съешь, Володя, пожалуйста!» И он, и все остальные ученики удивлены. Мальчик разворачивает обёртку, съедает угощение, бумажку комкает.

- Нет, Володя, разверни фантик, и громко, чётко, по слогам прочти, что там написано.

Володя читает: «Ко-ров-ка!»

- Еще раз прочти.

- Ко-ров-ка.

Лидия Евгеньевна обращается к классу:

- Все запомнили, как пишется слово «корова»?

Конечно же, правописание этого слова врезалось в память всем ученикам…

Обычную ситуацию Лидия Евгеньевна превратила в необычную, запоминающуюся - удивительная фантазия, уникальный подход!

Святая обязанность

Развивать детей! Святая обязанность и родителей, и педагогов. Дать детям максимум возможностей для последующего взрослого выбора. Нельзя предугадать – какие знания, умения пригодятся им через 10 или 20 лет. В детдоме нас учили рукоделию, танцам, пению, цветоводству, садоводству и огородничеству. Мы много занимались спортом. Всё это пригодилось и в студенчестве, когда проводились отборы на участие в экспедициях, походах и на Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 году, и во всей последующей жизни.

Годы работы в школе вспоминаю с чувством уважения и благодарности ко всем своим коллегам и ученикам. С не меньшим уважением и восхищением сейчас наблюдаю за работой молодых коллег. Учителям сейчас стало труднее. Нагрузка возросла многократно. Увеличилась отчётность. Вменена обязанность вести и контролировать электронные дневники и журналы, причём, обычные дневники и журналы не отменены. Учителя не защищены от агрессии, хамства, оскорблений. Творческая индивидуальность учителя убивается необходимостью «натаскивания» учеников на успешное решение типовых заданий ЕГЭ. На классных руководителей и администрацию школ возложена ответственность за поведение учеников во внешкольное время…

Но, несмотря на все трудности, педагоги любят свою работу и своих учеников.

Великая им благодарность!


Детдомовские девчонки за рукоделием. Этот дуб жив.

?

Log in

No account? Create an account